Как-то в библиотеке увидела я старую брошюру с таким название и, конечно же, заинтересовалась. Это оказались дорожные записки некоего Семена Щукина, напечатанные, как указано на титульном листе  «С-Петербургъ. Типография князя В.П.Мещерскаго, Спасская ул.д.№27» и изданные в 1900 году.  Автор большей частью описывает свое путешествие, встречи и беседы в пути с разными людьми, но есть очень интересная часть о Тифлисе.
Давно хотела ее опубликовать со своими фотоиллюстрациями тех мест, о которых рассказано в этих заметках. Так что все фотографии и подписи к ним добавила я.
Автор, 14 лет жил в Тифлисе в 1860 — 1870 годы и вот вернулся через 18 лет, в начале ХХ века. Семен Щукин был, по всей видимости, известным человеком в Тифлисе, раз участвовал в раскрытии убийствам Нины Андреевской, о котором долго судачили в городе так как оно затронуло  самые высшие аристократические слои. Очень интересно читать его наблюдения и впечатления. Стиль и орфография максимально сохранены.

«К девяти часам утра, 3 марта, я был в Тифлисе. Дорога от Баку к Тифлису хорошая, потому что в вагонах мало публики… Но к великому сожалению, глазам представляется таже пустыня, как и было ранее. Редко редко где встретишь деревцо, а теплое солнце весело глядит на землю.. Видно, русские целое столетие только усмиряли дикие нравы инородцев, да способствовали обогащению некоторых народностей. Теперь еще не настало, значит время для сельско-хозяйственных работ; а они так нужны! На станции Евлах маленькая растительность. Помещения для сторожей, полустанции и станции везде каменные. Около станций наблюдательные лесенки, сажени четыре вышиной. На Елизаветпольской станции, довольно обширной и красивой, продается виноград за плетушку, в роде сахарной головы, один руб., а уступали за восемьдесят коп. На станции вывеска, что надо остерегаться воров в дверях. Самый город со станции не виден. Общее впечатление от пути до Баку к Тифлису – что ни станция, то ряд цистерн с керосином. Подъезжая к Тифлису, я вспоминал многое. Какая ужасная перемена за восемнадцать лет! Как много цистерн с керосином, который, кажется, и переделал бывшую столицу Грузии на новый лад. Многие бакинские богачи переселились в Тифлис и тут построили дворцы… Место г. Илляшевича, у вокзала, когда то памятная мне пустошь, все застроено; все новые улицы, к сожалению, почти такие же узкие, как и прежние улицы города. Остатки старого города *) теперь почти не заметны, но их разоряли: с 628 – 629 г. Ираклий в союзе с хазарами; в 1122 г. Давид Возобновитель, в 1225 г. Хорезм-Шах, в 1387 г Тамерлан, который делал нашествие на Грузию шесть раз, в 1478 г, Узун-Хасан, в 1550 г, Шах Тахмаспа, в 1578 г, турки, в 1658 г. персы, в 1724 г. турки, в 1735 г. Надир-шах, в 1795 г. шах Ага-Магомед-Хан. Теперь за сто лет, при русских, город вырос, укрепился и дошел до того, что теперь живет тут 161,000 душ, а 18 лет тому назад было 104,000 душ. Эти цифры служать доказательством хорошо-ли живется в Тифлисе! Вокзал довольно обширный.

42668062

Тифлисский вокзал, построен в 1872 г. Этого здания больше нет, на его месте в  1940 -е годы по проекту арх. Габриэла Тер-Микелова было построено новое здание, которое так же не сохранилось. 

Мы (ко мне присоединился один хороший знакомый) поехали на фаэтоне, по прежнему, изящном. Проехали через новый мост, через Куру, где взыскивается незначительный сбор за проезд.

255083_10150208604396044_2600384_n

Проезд по Верийскому мосту тогда был платный. Мост был построен в 1883 — 1885 г. по проекту инженера Уманского. Сейчас этого моста нет, на его месте в 1951 — 1952 гг был построен новый по проекту инж. Г.Чомахидзе и арх. М.Мелия, этот мост сейчас носит имя Галактиона Табидзе. Мост так и называется, Галактиона.

Улицы большею частью новые, немецкая колония неузнаваема, сады заменились двух и трехэтажными каменными домами. Головинский проспект наполнился новыми большими каменными зданиями и очень красивым театром, о котором при мне только думали, после того, как сгорел театр, бывший в караван-сарае Тамамшева.

837840659

Казенный театр, построен в 1896 г. арх. В. Шретер (1839 – 1901). Сейчас гос. академический театр оперы и балета им. З.Палиашвили

Подъем на Давыдовскую улицу также крут, как был прежде, должно быть еще не догадались сделать ее положе.

2imgsp4

ა ჭავჭავაძის ქუჩა

быв. Давыдовская улица, называлась так, потому что по ней можно подняться на Мама Давити. Сейчас ул. Бесики

Мы проехали около красивого здания судебных учреждений.

895059376

Здание Верховного суда Грузии построено в 1894 г. для судебной палаты и окружного суда. Арх. Александр Шимкевич (1860 – 1907).

Переодевшись, я решился тотчас же отправиться в минеральную серную баню. Конечно, пошел пешком, чтобы посмотреть город. На Эриванской площади заметил маленький сквер, где прежде стояли арбы дров и около каждой арбы непременно свои пильщики дров.

404517_10150483644401044_1380670360_n

Сквер разбит в 1884 г. автор проекта сквера — Генрих Карл Вернер Шеррер

Александровский сад мне показался в прежнем виде, только появилась в нем часовня,  нет ротонды Шенинга, куда обычно стекалась публика, и сторона сада к Головинскому проспекту застроена историческим музеумом, о котором скажу ниже.

23

Александровский сад, сейчас сад 9 апреля и Георгия Леонидзе.  Сад был разбит в 1865 г. и назван Александровским в честь императора Александра II. Проект общественного сада был составлено тифлисским архитектором Отто Симонсоном (1832 – 1914). На фотографии, рядом с куполом Кашветской церкви видна ротонда Шенинга.

Я встретил одного старого знакомого, он еле-еле передвигался. Поговорили: тот умер, тот уехал… Догнал меня грузин, у отца которого я долго жил на квартире. Оказалось, что квартира, за которую я платил 420 руб, теперь стоит 216 руб, цены пали вообще на квартиры. Попадались еще знакомые… так что из бани, с 9 часов утра, я пришел домой только к трем часам дня. Бани нисколько не улучшились за 18 лет, даже те же большие цены. Из разговоров узнал, что уголовные преступления теперь в Тифлисе редки, можно спать с открытыми окнами, можно ходить ночью, по все-возможным улицам, никто не нападет, не ограбит,  только девушкам по прежнему нельзя ходить ночью… Впрочем, и прежде не всегда грабили. Раз напали разбойники ночью, на улице, на камергера Талызина (он рассказывал). Один из разбойников схватился уже за пальто. Подошел главный и закричал по-русски: -«Не троньте, это хороший человек!». Разбойники отскочили и Талызин благополучно дошел до квартиры. Теперь уже мясники не обрубают пальцев женщинам на базарах, когда они указывали, бывало, на худое мясо и отпускают нынче мясо бедным даже по фунтам каждому, если нужно.
— Кто их усмирил? – спросил я.
— Князь Голицын. Когда он приехал то сам, переодетый, пошел на армянский базар и попросил отвесить ему одни фунт мяса.
— Что ты один фунт покупаешь? Верно Голицину обед даешь! Поды!… – закричал с важностью армянин-торговец, который был тотчас же арестован, мясо из лавки роздано бедным, торговля запрещена.
По моему только такие административные меры за Кавказом удобны и полезны.
— У нас теперь водкой и вином ночью не торгуют, краденного в кабаках не прокупают и разные ночных рамбавiй **) нет! – повествовал другой разсказчик.
— Это почему? – заинтересовался я.
— Князь Голицын в одиннадцать часов ночи, зашел в один духан и потребовал себе закуски, водки, вина. Закусивши спросил когда духан запирают на ночь.
— Когда хочу, тогда и запру! – ответил духанщик.
— А разве ты не знаешь распоряжения князя Голицина? – спросил князь Голицын.
Духанщик стал кричать на посетителя и, мало того,  явился армянский начальник и хотел арестовать князя Голицина за скандал  в духане (?); но подан был свисток, явилась стража и все были связаны. Конечно, дан делу судебный ход.  С того времени никто не смеет открывать духаны позже установленного времени, кончились приемы краденого ночью и разные ночные оргии с зурнами и проч. На каждом перекрестке улицы стоят русские полицейские чины. Проходя по Головинскому проспекту, я любовался новым для меня храмом кавказской армии, устроенном на Гунибской площади.

482197_555866604454059_2016213011_n

Строительство «Храма славы» — военно-исторического музея в честь победы Российской империи на Кавказе началось в 1885 г., а официально он был открыт в 1907 г. арх. Альберт Зальцман (1833 – 1897)

Во время путешествия по армянскому базару я не встретил ни одного тулукчи (водовоза с кожаными мешками на коне, в которых прежде возили воду для людей). Теперь в Тифлисе устроен водопровод и чистейшая вода продается из металлических труб по одной копейке за два ведра. Река Кура осталась для орошения садов, огородов, полей…но когда это будет развито как в окрестностях С-Петербурга и Москвы?
Меня не облили на армянском базаре грязною водой с балкона, как прежде бывало, часто даже с дамами. Улицы в Тифлисе все были тщательно выметаны, но в темном ряду, по прежнему, обливали бичо (мальчики) изо-рта зелень для продажи покупателям. На улицах я не видел ни одной нищей или нищего, ни одного пьяного или сумасшедшего…А прежде везде шлялся человечишка, толстый, сытый, повидимому с зайчиками в голове. Где он только не показывался, собирались дети и кричали: «Катасон! Катасон!». Нередко этого человека били… Пообедавши с разными грузинскими травками, лезгинским сыром и кахетинским вином, я посетил одного знакомого армянина, женатого на русской. Старый товарищ пригласил меня на завтра обедать. Потом я подымался к давыдовской церкви, вновь видел всегда в порядке памятник Грибоедову, а в церкви надгробный камень Нины Эрастовны Андреевской, убитой 22 июля 1876 г., в розыске трупа которой я участвовал по личному приказанию помощника наместника князя Д.И.Святополк-Мирского, очень я, благодаря сущности казусного дела, получил много неприятностей…Но правда все таки восторжествовала!.. В ограде церкви между прочим, погребен судебный администратор П.А.Пещуров и честный грузин Д.И.Кипиани (1814 – 1887) – инициатор устройства дворянских банков в России замечательный от природы талантливый человек и бывший главный заправитель дел князя Воронцова. Бюст Кипиани на могиле очень похож на него.

მთაწმინდა სანამ პანთეონი გახდებოდა

Кладбище, которое было возле храма во имя св.отца Давида Гареджского или Мамадавити, до того как оно получило статус Пентеона. Пантеон выдающихся деятелей Грузии официально открыт в 1929 г. к столетней годовщине трагической гибели А. Грибоедова в Персии.

Бывшее управление государственного имущества когда-то мечтало всю давыдовскую гору обсадить деревьями, благо воды подле достаточно. Пока жил-был Н.П.Ситовский дело делалось, а теперь оно в том-же, если не в хуже, положении как было в семидесятых годах. Жаль! 4-го марта я не утерпел еще обежать город. Был в новом историческом музее. Он еще не кончен. Встретил тут портреты генералов Лорис-Меликова, Рыдзевского, князей Бебутова, Святополк-Мирского с двумя солдатскими Георгиевскими крестами ***) и многих других, отбитые знамена, несколько хороших картин, избражающих памятные кавказские сражения; штурм Салты, вступление русских в Тифлис, эпизод из авлиарского боя и т.д. Вероятно, со временем из этого музейка может быть что-то и будет, но во всяком случае этот «храм славы» очень мал, надо над ним выстроить еще этажа три, но и они едва-ли уместят все воспоминания о битвах. Кавказ весь облит кровью русских и их помощников…Надписи на стенах тоже замечательны. Сад Муштаид, куда я уехал на конке дешевой 3-5 коп.

5c100ee150e9

Конец, показался мне совершенно испорченными. Один администратор мне сказал, что предлагали городу взять в свое ведение этот сад, но город отказался. Тогда в Муштаиде выстроили каменные здания для школы шелководства и пчеловодства… Это очень странно, как будто-бы нельзя было не портить единственный прекрасный фруктовый сад, дававший много винограду, черешни, груш и пр. Все окрестности Тифлиса пусты и годны для садов и везде можно было-бы устроить школы эти и развести вновь сад. Нам надо созидать, а не разрушать, особенно, хорошее… Не знаю, что стоили эти здания..Музей шелководства тоже оригинален..Говорили, что тут в школе до тридцати служащих… Все стоит хороших денег!

მუშტაიდის ბაღი, კავკასიის სააბრეშუმო სადგურის ერთერთი შენობა

Шелководческая станция в саду Муштаид, построена в 1891 г. Арх. Александр Шимкевич (1860 – 1907).

Но сколько учеников или учениц у школах я не добился, так как имел разговор только с низшими служащими. Во всяком случае школы в будущем могут принести великие плоды, — Кавказ опять блистательно разовьет свое шелководство и вытеснит, пожалуй, китайскую чесучу и фанзу с европейского рынка, а об европейских шелковых материях и говорить нечего…но большая часть здания до дохода, кажется, уже вызывают теперь не малые ремонты, напр..потолок в музее..бассейн с рыбой… Говоря о шелководстве и пчеловодстве, боюсь умолчать, что Кавказ всегда славился прогрессом…

18570_227523850739_3063633_n

Музей шелководства в Тифлисе открыт по инициативе  первого директора тифлисской шелководческой станции Н.Н. Шаврова (1858- 1915). Здание построен ов 1890-х  г. Арх. Александр Шимкевич (1860 – 1907)

Старый товарищ угостил меня хорошо. Вспоминали о многих, и между прочим сообщил, что теперь уже нет в Тифлисе таких благороднейших личностей как князь Дмитрий Давыдович Джорджадзе и Мелькон Каспарович Ломидзе, к которым, не смотря на то, что они члены совета наместника, мог идти всякий, хотя и не знакомый и всем они оказывали человеческое сочувствие во всевозможных делах. У них бывали: русские, грузины, татары, черкесы, армяне и т.д.; ко всем они относились как добрые люди…Вечная память этим людям, сделавшим много хорошего для других. Кроме этих замечательных местных учителей, был одновременно еще один (фамилию забыл, который всех знакомых и незнакомых потчивал обедами безплатно. Многие бедняки (прилично одетые) безцеремонно ходили к нему на обеды постоянно. Он всех радушно принимал и благодарил за представленное удовольствие. Я знал этого благодетеля лет десять, хотя не бывал у него ни разу, капитал его, повидимому, не уменьшался и он, по прежнему делал свое доброе дело, a la с-петербургский фон-Дервиз.
В Кавказском музее быть не пришлось, но к нему сделаны замечательные каменные постройки и он управляется до сих пор, как и публичная библиотека, знаменитым путешественником Г.И.Радде, который как всегда, все время посвящает своей любимой деятельности.
Вечером я был в казенном театре. Давали «Севильского цирюльника» и первый акт из балета «Копелия». Театр большой и чистый. Публики много. Театр едва-ли уступит своим устройством петербургским театрам. Оригинальность: на афишах частные объявления. Цены не особенно велики.
В воскресенье, 5 марта, я утром посетил военный собор, о котором сказал раньше, где прекрасная отделка и стройное хоровое пение.

12003404_1630313180568018_2223691526502373804_n

Военный собор во имя св. Александра Невского, арх.  Д. Гримм, Р. Гёдике был сооружен  1897 г. Сейчас на его месте стоит здания Парламента Грузии, построенное в 1938 — 1953 гг.

Затем я обошел сололаки, старые, знакомые дома. Везде значительные перемены к лучшему.
Вечером пришли ко мне знакомые имеретины и мы поболтали до двух часов ночи, а на завтра они пригласили меня к себе. Таким образом, в понедельник, я опять был на обеде, который продолжался до вечера и состоял из двенадцати кушаний…
Утром я пошел в ботанический сад, через сололакскую гору, откуда любовался прекрасным видом на Тифлис, который виден как на ладони. В саду я прошелся только по главной алее, другие были заперты, да издали они ничего не представляли интересного, кроме местами зеленой травы да небольших саженцев фруктовых дерев. Я не был, в ботаническом саду восемнадцать лет. Я думал, тифлисские ученые агрономы покажут все свои знания в этом единственном месте, по части сельского хозяйства, но к великому сожалению смею выразится, что по моему мнению, очень мало сделано в ботаническом саду. Я хоть читал в кавказском календаре 1900 года отчет об этом саде, но из него не усмотрел, что стоит сад и какую материальную пользу он принес за время отчетности. Иначе – хорошо-ли мы торгуем? В Липецке, в Казани, Полаве и других городах есть фруктовые сады в сто десятин и более и дают больший доход частным лицам; а в Тифлисе ведь жаркое солнце, большая вода, масса даровых рабочих…да не малые казенные средства…
Идя по одной из улиц я увидал надпись: «Ликвидация закавказского приказа общественного призрения». Я прочитал во второй раз. Неужели есть под такой кличкой особое учреждение? В конце семидесятых годов я участвовал в комиссии, под председательством тайного советника Ломидзе, и мы решили ликвидировать дела закавказского приказа. После этого я управлял в Иркутске приказом общественного призрения и настоял, чтобы он был уничтожен и его давно  уже нет. Неужели же закавказский приказ еще теперь существует под видом ликвидации?

….

В заключении не могу не сказать, что в Тифлисе издаются следующие газеты и журналы, на русском языке: 1) «Кавказ», 2) «Кавказский вестник», 3) «Новое обозрение», 4) «Тифлисский листок», 5) «Духовный вестник грузинского экзархата», 6) Циркуляры по управлению кавказским учебным округом , 7) Протоколы заседаний кавказского Императорского медицинского общества, 8) «Кавказское сельское хозяйство» 9) Записки изд.кавк.отд. Императорского рус.геогр.общ. 10) Протоколы заседаний кавк.юрид.общ. 11) Труды кавк. отд. Императорского общ.садовод, 12) Кавказский вестник практического садоводства 13) Листок кавк.офиц.экон.общ. На грузинском языке: 14) «Иверия» ежедн. 15) «Цнобис-пурцели» ежедн. 16) «Джеджили» («Нива»)  ежедн. И приложение к нему «Квали», 17) «Моамбе» журн. 18) «Духовный  Вестник грузинского экзархата» На армянском языке :19) «Мшак» ежед. 20) «Ахнюр» с приложением «Тараз», 21) «Нор-Дар» ежед. 22) «Мурч» ежемесячный. Это показывает насколько в Тифлисе теперь людей образованных и читающих!..
Распростившись с любезными хозяевами, где занимал комнату, я отправился на вокзал, в сопровождении хозяина, который накупил мне разных дорожных закусок. Не принять нельзя, обиделся бы. Я уже купил билет до Баку. Вдруг явился к нам вчерашний грузин с женою.
— Как вы уже уезжаете? Брат завтра хотел просить вас к себе обедать.
— Он мне ничего не говорил вчера, — ответил я.
— Вскоре придет ко мне наш грузинский поэт Акакий Церетели. Вернемся.
— Не могу, я получил телеграммы,  от жены, она очень больна.
— Говорите?! – сказал он обидчиво, но помолчав и зная мою настойчивости, прибавил: мы вам привезли в дорогу вот закусок..
Ясно, что он удерживал сам себя, не ожидав моего скорого отъезда.
— Нико, вот сколько купил! – ответил я, показывая на закуски.
— Ничего и эти возьмите! – ответил грузин, еле удерживая себя.
— В таком случае проводите меня хоть до Караяз – сказал я, думая, что во время дороги они выпьют вино, без которого я могу обходиться. Так и случилось. Грузин с Нико проводили меня до Караяз, а жена грузина уехала, распростившись со мною. Мне кажется, если бы я остался в Тифлисе еще на месяц, каждый бы день находились вновь старые и старые приятели.
В течении 14 лет проживания в Тифлисе, у меня было много друзей, а в последнее время были и враги, преимущественно за открытие убийства Андреевской и др. дела, которые по особому доверию, возлагал на меня князь Д.И.Святополк-Мирский лично. Живя в Тифлисе, я никогда не давал преимущества никакой национальности, я был знаком со всеми, ежедневно блуждая по разным собраниям и обществам. Бывало иногда так много занятий, что я в гостях записывал, что нужно делать сегодня на таком-то заседании. Записная книжка была у меня всегда в кармане, а это казалось для некоторых подозрительным…
Не могу не перечислить принесенных мне закусок: соленый виноград, две бутылки кахетинского вина, фунтов пять соленой рыбы – тешки осетровой, курица жаренная, окорок, два десятка варенных куриных яиц, белый хлеб фунтов пять, чечхела (вино с грецкими орехами). Понятно, что всего этого немыслимо съесть одному в течении шестисуточного путешествия.
Мы ехали до Караяза и пили кахетинское, вспоминая старое. Наконец приехали на станцию Караязы, расцеловались, простились. У одного из сопровождающих есть тут приятель, у которого они и решили пробыть до вечера, когда идет поезд к Тифлису.
— Хорошие вы люди! – подумал я прощаясь.

—————————————

*) Основан в 455 году (календ.1900 г)

* *) Рамбавiя – что это такое?

***) Жители Кутаисской губ. До сих пор, с обоым восторгом, вспоминают князя Дмитрия Ивановича, как хорошего и доступного человека; нередко он, генерал-адъютант, говарил на улице с солдатами или простыми туземцами, крестьянами.

 

